l84, спасибо за подробное объяснение.
С исследовательской точки зрения информации о выборке «жертвы» недостаточно, равно как и о выборке «преступники» тем более, если есть задача построить зависимость не от независимых факторов, а от цепочки, в которой факторы коррелированны.
В сценарии "жертвы", как и в любом другом сценарии, все факторы изначально скоррелированы, так как представляют собой грани одной личности - потребности, установки, предписания, модели поведения и т.п.
Плюс любое событие - это результат предшествующих, последовательных выборов человека.
За любым выбором человека стоит определённое убеждение человека.
И на основе этого убеждения (убеждений) человек делает свой выбор.
Если разбираться во всех историях жертв, то, думаю, что можно будет найти общие убеждения, которые свойственны многим жертвам.
Например, такие убеждения как:
- "Мир должен быть безопасным"
- "Мне все должны"
- "Я лучше знаю" и т.п.
И моё предположение в том, что этих убеждений не будет много, так как количество жизненных сценариев и ролей в них ограничено изначально.
Чем больше таких убеждений, не соответствующих объективной реальности нашей жизни, тем больше у человека шансов столкнуться с реальностью и стать жертвой чего-либо, кого-либо.
По сути, ситуация, в которой человек становится жертвой - это резкое разрушение его иллюзорных установок о реальности.
Реальность через острую ситуацию показывает человеку, что она другая, что она может и не соответствовать его убеждениям.
Тоже самое происходит в любом конфликте. Человек что-то себе надумал, что-то ожидает от своего партнёра и через их конфликт происходит выяснение, что же на самом деле происходит в их отношениях, какова действительная реальность, а какие убеждения обоих партнёров были иллюзиями.
Если я правильно понимаю цель, то для такого исследования нужен большой массив данных о людях, их поведении и преступлениях, жертвами которых стали некоторые из них.
Не обязательно учитывать все статистические и объективные факторы сценария жертвы и её личности (пол, возраст, регион, время суток, время года, образование, наличие семьи, рабочую деятельность и т.п.), тем более, что это уже сделано.
Достаточно будет исследовать
убеждения человека, которые формируют сценарий жертвы. Например, это всё исследуется в сценарном анализе Эрика Берна и его ученика Клода Штайнера. Но все примеры, которые рассматриваются в учебниках, носят обзорный характер, а я пытаюсь понять, какие реальные примеры можно взять для изучения сценария жертвы.
Если соглашаетесь на приглашения незнакомцев поехать в гости, повышаете риск быть убитым в доме незнакомца и т.д. Вроде очевидно, но ничего не объясняет.
Да, не объясняет. Потому от события нужно переходить к исследованию убеждений, которые стоят за этой моделью поведения - ходить в гости к незнакомцам.
Девушка, которая идёт в гости к незнакомцу и женщина, долгое время живущая с мужем-агрессором могут иметь одинаковые убеждения.
Например, это могут быть убеждения:
- "Мир ничего не может сделать мне плохого" (сценарий бабочки)
- "Я должна помогать миру" (сценарий спасателя)
Но общий набор убеждений у них разный и потому одна из них становится жертвой, а у другой есть только потенциал на это.
Ещё раз спасибо за ваш пост,
l84.
Он меня натолкнул на мысль, что сейчас нужно рассмотреть подробно не массовые, а единичные случаи сценария жертвы, в которых более или менее подробно рассмотрена личность жертвы.