Украденная невинность
Эти три скетча подозреваемого педофила и убийцы были отлично нарисованы, но как видите, на них изображены три разных человека, абсолютно не похожих друг на друга. При этом, на самом деле свидетели и жертвы описывали одного и того же подозреваемого.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Это, кстати, далеко не единственные составленные на него фотороботы. Были ещё и такие.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Очередные два разных человека.
Естественно помочь в расследовании такие фотороботы не могли, а только путали и вели полицию в тупик.
Было ещё множество эскизов - крадущегося мужчины, мужчины, который сидел в машине, и человека с “диким, пронзительным взглядом”. Полиция даже выпустила комбинированный рисунок, который они, как Франкенштейна, слепили из трех разных набросков.
В реальности же преступник выглядел вот так.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Виноваты ли свидетели и жертвы, что так неточно описали художнику педофила? А попробуйте вы, находясь в комфорте и покое, то есть, не чувствуя страха и ужаса жертвы, глядя на его фото, попытаться описать столь безликого человека. За что зацепиться в его лице? Сколько ему лет? Как описать его глаза и брови? Нос?
Зовут эту мразь Дэнни Джеймс Хейнрих. В период с 1986 по 1987 годы он похитил и изнасиловал пятерых мальчиков, всем было не больше 11 лет.
В январе 1989 года напал на ещё одного мальчика - 12-летнего Джареда Шайерла. Угрожая пистолетом тоже изнасиловал. А спустя 9 месяцев, 22 октября 1989 года напал сразу на троих мальчишек -11-летнего Джейкоба Веттерлинга, его 10-летнего брата Тревора и их 12-летнего друга Аарона Ларсона. Все трое ехали на велосипедах домой из мини маркета Tom Thumb в Сент-Джозефе (штат Миннесота), куда они отправились взять видеокассеты напрокат.
С маской на голове и вооруженный незаряженным револьвером, Хейнрих приказал мальчикам слезть с велосипедов и лечь лицом вниз на землю. Затем у каждого спросил возраст и заглянул в лицо. Выбрал Джейкоба Веттерлинга, а остальным сказал бежать не оглядываясь, иначе застрелит. Больше Джейкоба никто живым не видел. Его кости нашли в 48 км от места похищения аж 1 сентября 2016 года после того, как об их местоположении сообщил сам преступник.
Хейнриха подозревали с самого начала расследования о похищении Веттерлинга и считали связанным и с делом Джареда Шайерла. Дело вело ФБР, которое довольно быстро вышло на подозреваемого. Но оставшиеся в живых мальчики от страха не могли опознать преступника. Путались в показаниях и отвечали сбивчиво. Улик у следователей и вовсе не было никаких. Следы шин, найденные на месте похищения Джейкоба Веттерлинга, эксперт точно идентифицировать не смог, а больше и не за что было зацепиться.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Джейкоб Веттерлинг
Хейнриха таскали на допросы, но доказать ничего не могли.
В 1994 году сенатор США Дэйв Дуренбергер именно из-за похищения Джейкоба Веттерлинга предложил создать национальный реестр лиц, совершивших преступления против детей, и Конгресс закон этот принял. Этот нормативный акт вошёл в историю Америки под названием Закон Джейкоба Веттерлинга. Являясь частью более крупного законопроекта о насильственных преступлениях, он требовал, чтобы любое лицо, осужденное за уголовное преступление против несовершеннолетнего или осужденное за тяжкое преступление сексуального характера, регистрировалось в полиции после освобождения из тюрьмы, а полиция должна была сообщать местному сообществу, где живут такие преступники.
Лишь в 2015 году благодаря улучшению технологии выделения ДНК из крошечно малых образцов, на Хейнриха таки нарыли доказательства. Обыскали его дом и нашли массу улик: личные вещи изнасилованных мальчиков, 19 папок с детской порнографией, наручники, клейкую ленту, одежду, в которой орудовал преступник. А ещё многочисленные видеозаписи других мальчиков, снятых исподтишка на улице, стадионе и детских площадках.
В 2016 году педофил признался в изнасиловании Джареда Шайерла и убийстве Джейкоба Веттерлинга. Только после этого несчастные родители получили возможность нормально похоронить останки сына.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Родители Джейкоба
В этом деле, как вы понимаете, фотороботы возможного подозреваемого не сыграли никакой роли. Напротив, показываемые общественности, они сотни раз отвлекали детективов на проверку ложных свидетельств. Простые граждане, желающие помочь следствию, обрывали телефонные линии полиции и сообщали, что их сосед/сослуживец/одноклассник как две капли воды похож на фоторобот. Оставлять без внимания эти сигналы было невозможно и на них тратились месяцы, годы, средства и силы. Так может и не стоило их делать? Или всё же какой-то смысл в этом был?
А теперь успешные скетчи
Нет, я не собиралась говорить только о неудачах. В любом деле есть свои “двоечники”, и о них я рассказала выше, но есть и безусловные таланты.
Одним из таких, не побоюсь этого слова гениев, является Лоис Гибсон. Художница, проработавшая в полиции 30 лет и нарисовавшая более 1000 совершенно удивительных скетчей, главным образом подозреваемых преступников. Её рисунки - это действительно нечто! Кажется, будто она знала этих людей лично или в крайнем случае срисовывала их внешность с фотографий. Но в реальности, Лоис никогда их не видела, а применяла необычную технику разговора со свидетелями. Как и другая очень успешная и не раз помогавшая полиции художница Джин Бойлан, для воссоздания внешности подозреваемых она использовала доверительный и многочасовой разговор со свидетелями.
Эту необычную технику воссоздания воспоминаний очевидцев в 70-80-х годах придумала Джин Бойлан, один из скетчей которой вы точно знаете. Вот он - известный на весь мир рисунок внешности Унабомбера.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
На этом скетче был изображен усатый мужчина с вьющимися волосами, одетый в толстовку с капюшоном и солнцезащитные очки-авиаторы. Это был единственный фоторобот, который правоохранители получили с тех пор, как в 1978 году в Иллинойском университете в Чикаго была заложена первая бомба Унабомбера (Тэда Качински)
Когда бомбиста поймали, оказалось, что рисунок Бойлан как две капли воды был похож на внешность оригинала.
Полиция привлекла Джин Бойлан для составления фоторобота подозреваемого как последнюю надежду. Свидетельница, видевшая Унабомбера на протяжении не более двух минут, до этого момента работала с пятью иными художниками, но каждый раз оставалась недовольна результатом. “Вы рисуете не то, что я объясняю!”, — злилась она, теряя терпение и надежду. И тогда, спустя 7 лет после того, как она увидела Унабомбера, решили задействовать Джин, которая работала совсем не так, как иные художники. Она будто залезала в головы к свидетелям, часами с ними разговаривая. Это было больше похоже на работу психоаналитика, а не художника.
В юности Джин пережила изнасилование и не понаслышке знала, что это такое - пытаться объяснить полицейским, как выглядели те двое мужчин, несколько часов мучивших её. Безразличие в глазах, просматривание картинок с изображением типичных овалов лиц, глаз, носов, ушей, подбородков. Это не давало результата. Сознание жертвы вытесняло воспоминания о травмирующем событии, и при таком подходе наружу не вылезало ничего стоящего.
В 20 лет Бойлан, мечтающая стать журналистом, начала работать гражданским помощником в департаменте шерифа Орегона, опрашивая очевидцев. Недовольная тем, что делали штатные художники, работающие с полицией, она стала применять в разговоре со свидетелями психологию, которую изучала тогда в Университете штата Орегон. А после окончания вуза пришла в Управление полиции Портленда работать постоянно.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Джин Бойлан
Очень быстро её рисунки стали приводить к арестам, и тогда к Бойлан начали обращаться из ФБР. Так началась её карьера по извлечению из подсознания свидетелей их самых страшных воспоминаний.
Бойлан так умела говорить с людьми, вживаться в их состояние, что те вспоминали даже самые мельчайшие подробности. Она поняла, что свидетели практически всегда находятся в состоянии психологической травмы. Их разум на самом деле запоминает многие детали, но стресс их часто искажает. Эти нюансы можно восстановить, но делать это нужно очень мягко и как бы исподволь. Без нажима, давления и множества вопросов, которыми полицейские часто засыпают свидетеля. Были ли у подозреваемого усы, борода и очки? Сколько ему лет? Какие характерные особенности? Рост, вес, телосложение? От нагромождения этих вопросов сознание человека часто замыкается. А ещё становится подвержено внушению. “У него же был большой нос?”. “Ну, наверное, да”, — думает свидетель, и так рождается первая ошибка. Одна за другой она формирует ложные воспоминания, ведь практически все люди травмирующие события хотят поскорее забыть. Так появляются наспех сооружённые рисунки, которые с реальностью имеют мало общего.
«То, что видят люди, это доказательства столь же хрупкие и ценные, как отпечатки пальцев. Эти улики следует беречь с огромной тщательностью», — объясняет Бойлан.